Избранное

Цветовые модели. Почему типография требует файл в CMYK

«CMYK и ничего, кроме него!» — говорит типография, заворачивая очередной макет. Но что это такое, и почему кроме него ничего нельзя использовать?

Начнем с азов. CMYK — одна из цветовых моделей, то есть абстрактная система, которая описывает представление цветов в виде наборов чисел. Эти наборы именуются цветовыми компонентами или цветовыми координатами.

Для CMYK такие компоненты — три базовые краски — Cyan (голубая), Magenta (пурпурная) и Yellow (желтая). В смешении они должны давать чистый черный цвет. На практике же он получится ближе к грязно-коричневому. Поэтому к сочетанию CMY добавляют черную краску (Key Color).

Цветность печати в CMYK

Цветность печати — еще один термин, который вы, вероятно, встретите при общении с дизайнером и типографией. Под цветностью печати понимается количество красок, требуемое для печати конкретного макета. При этом мы подразумеваем только указанные 4 краски.

Поскольку для печати, как правило, используются листы бумаги, то цветность печати обозначается двумя числами — количество красок на лицевой стороне и на оборотной. Если оборот чистый, то для обозначения используется ноль — «0».

Примеры обозначения цветности:
4+4 — с обеих сторон полноцветная
4+1 — полноцвет с одной стороны и черно-белая печать с оборотной
1+1 — двусторонняя черно-белая
4+0 — односторонняя полноцветная

Почему именно эти краски?

Цветовые модели, в числе прочих, делятся на аддитивные («складывающие») и субстрактивные («вычитающие»).
Создавая макет для печати, в редакторе мы выбираем цветовой режим CMYK, но на экране, где макет просматривается, применяется другая цветовая модель — RGB. Она складывается из названия трех цветов, использующихся для вывода на экран цветного изображения: Red (красный), Green (зеленый), Blue (синий). Если интенсивность каждого достигает 100%, то получается белый цвет. Отсутствие всех трех цветов даёт цвет черный.

На бумаге все иначе: отсутствию цвета соответствует белый, а смешению максимального количества красок — черный.

Поэтому при подготовке к печати мы сохраняем изображение не в аддитивной модели цветов RGB, а в субтрактивной модели CMYK, поскольку она использует противоположные исходным цвета, ведь бумага цвет поглощает, а не светится сама по себе. То есть, вычитая из белого три первичных цвета — RGB, мы получим те самые цвета CMY.

Бренд, фирменный стиль и логотип. В чём разница?

Слова «бренд», «логотип» и «фирменный стиль» в блогах, новостных статьях и рекламных объявлениях встречаются, пожалуй, слишком часто. И если вам предстоит заказать брендинг для вашего бизнеса — прочтите эту заметку, в ней я рассказываю, в чём разница.

Бренд — это то, что существует в голове потребителя в результате воздействия на него рекламы, общественного мнения или непосредственного взаимодействия с компанией или продуктом.

Фирменный стиль или айдентика — все визуальные проявления, с помощью которых бренд рассказывает о себе. Сюда относятся и цвета, и шрифты, и элементы оформления вроде фирменных узоров, и дизайн деловой документации (бланки, визитки и вот это вот всё).

Логотип — это основа фирменного стиля бренда, фирменный знак, с которым этот бренд ассоциируется. Логотип может включать название компании или продукта, графический знак, слоган или их сочетание.

Простой пример

Представьте, что вы зашли в супермаркет, чтобы купить яблочный сок. На полках стоят коробки разных марок.
По своему опыту или из рекламы вы знаете, что вот в этой зелёной коробке сок так себе, хотя и дешёвый. Рядом — белая коробка сока вдвое дороже, но он вкусный и натуральный. Эти впечатления, воспоминания и основанная на них оценка — ваше восприятие двух брендов.
Цвет коробок и то, как расположены на них логотип, надписи, картинки и другие элементы — это их фирменный стиль.
А название сока, исполненное особым образом, на каждой из коробок — это его логотип.

Реклама яблочного сока Даффи (1906 год)

Разбираемся в лицензиях Creative Commons

У каждого произведения — текста, мелодии и видеоролика, фотографии, рисунка или программного кода — есть автор или правообладатель, чьи права защищены законом. Нельзя взять и без разрешения использовать чужую работу, ведь это не только нелегально, но и противоречит нормам профессиональной этики.

Часто авторы сознательно разрешают использовать, копировать и распространять результаты собственного творчества на основе бесплатных лицензий Creative Commons.

Creative Commons (CC) — некоммерческая организация, которая с 2001 года создаёт и поддерживает инфраструктуру для законного использования и распространения продуктов интеллектуального труда. CC разработала шесть типов лицензий, с помощью которых авторы (лицензиары) разрешают использовать свои работы в любой стране, как в личных, так и в коммерческих целях.

Лицензии и условия

Автор сам выбирает, на каких условиях его произведение разрешено использовать — копировать, распространять, воспроизводить, исполнять и перерабатывать. Этот набор операций содержат все лицензии.

CC BY. Attribution (Лицензия «С указанием авторства»)
Разрешено использовать в личных и коммерческих целях, обязательно указывая автора.

CC BY-SA. Attribution Share Alike (Лицензия «Распространение на тех же условия — Копилефт»)
Разрешено использовать и перерабатывать оригинальную работу автора в новый продукт, распространять который можно только на тех же условиях, что и оригинальную работу.

CC BY-ND. Attribution No Derivatives (Лицензия «С указанием авторства — Без производных»)
Разрешено коммерческое и некоммерческое использование работы в неизменном виде и с указанием авторства.

CC BY-NC. Attribution Non-Commercial («Некоммерческая» лицензия)
Разрешено использовать работу только в некоммерческих проектах. Для коммерческого использования, например в рекламе, придётся обратиться за отдельным разрешением к автору.

CC BY-NC-SA. Attribution Non-Commercial Share Alike («С указанием авторства — Некоммерческая — Копилефт»)
Разрешено использовать авторскую работу и создавать на её основе производные продукты на условиях распространения по той же лицензии, что и оригинал, с указанием авторства и только в некоммерческих целях.

CC BY-NC-ND. Attribution Non-Commercial No Derivatives (Лицензия «С указанием авторства — Некоммерческая — Без производных»)
Разрешено только распространять и использовать авторскую работу, на условиях указания авторства, без создания производных и только для некоммерческого использования.

CC0. Public Domain Dedication (Передача в общественное достояние)
Разрешено личное и коммерческое использование авторской работы с производными продуктами и без указания авторства. Подробнее о лицензии CC0.

Чтобы понять ограничения, включенные в лицензию, достаточно увидеть её буквенный код:

BY — указывайте автора оригинала (кроме лицензии CC0).
SA — распространяйте новый продукт по той же лицензии, что и работа, на основе которой он создан.
ND — используйте оригинальную работу, не изменяя её.
NC — не используйте оригинальную работу в коммерческих целях.

Чек-лист: что проверить перед сдачей логотипа заказчику

Проверяйте свой проект по ряду параметров перед первым представлением логотипа заказчику и перед непосредственной передачей финального варианта в работу.

1. Масштабируемость

Убедитесь, что готовый логотип одинаково сохраняет читаемость текстовой части и чёткую различимость графических элементов как на визуально крупных форматах — бланках, вывесках, табличках, так и на малых — визитных картах, сувенирных ручках, значках и флеш-картах.

Если логотип проработан недостаточно детально, то слишком тонкие линии не напечатаются или будут выглядеть случайными артефактами, чрезмерно мелкие и близко расположенные элементы сольются в пятна, тексты, набранные недостаточно большим кеглем невозможно будет прочитать.

2. Наличие монохрома

Заказчики всё реже требуют разработать монохромную версию логотипа, в которой он окрашивается только в один цвет. Документы факсом уже никто не отправляет, бизнес больше предпочитает онлайн коммуникации, и экраны компьютеров и смартфонов не ограничивают нас в использовании цвета.

Однако я рекомендую разрабатывать монохромные варианты логотипов на случай, если у заказчика появится желание сделать вывеску, использовать логотип на штампе, нанести тиснением или выгравировать на сувенирах.

3. Упрощённые версии

Предусмотрите для логотипа упрощенные версии, где не используются спецэффекты и градиенты, если предусмотрены в базовой версии. Эта мера преимущественно нужна для использования офлайн:

  • для печати на носителях мелких форматов;
  • для печати ограниченным числом красок;
  • при переносе логотипа в физическую форму, например при изготовлении объёмных рекламных конструкций.

4. Все версии для работы

Разрабатывая логотип, стоит изучить и предусмотреть разнообразие форматов и пропорций носителей, на которых он будет использоваться. Если композиция предполагает и графическую часть, и текстовую, рекомендую продумать варианты их взаимного расположения и использования по отдельности.

Например, в узких форматах с портретной ориентацией уместнее использовать вертикальную версию логотипа, с альбомной ориентацией — горизонтальную.

5. Тексты в кривых

Перед сохранением финального варианта логотипа и отправкой заказчику переведите всю текстовую часть в кривые. Это позволит логотипу выглядеть всегда одинаково. Если на компьютере дизайнера, которому предстоит работать с вашим исходником, не установлена нужная гарнитура, она будет заменена системным шрифтом.

Если логотип предполагает вариативность текстов, например, дескриптор отличается для разных направлений бизнеса заказчика, эту часть стоит оставить редактируемой и приложить к файлам исходников набор используемых шрифтов с учётом лицензионных ограничений.

6. Контуры в объекты

Графика логотипа может включать контурные линии разной толщины. Если в настройках не установлено сохранение пропорций при масштабировании, то линии сохраняют установленную для них толщину.

Например, при значительном увеличении логотипа, его обводка станет непропорционально тонкой, а при уменьшении — слишком жирной. Чтобы этого не произошло, переведите контуры в объекты.

7. Исходники в векторе

Профессиональный стандарт передачи готового логотипа — векторная графика. В фотошопе логотипы не создаются.
Сохраните все разработанные и принятые версии в отдельные файлы, добавьте в название указание версии, чтобы упростить последующую работу с логотипом, или приложите текстовую расшифровку.

Сохраняйте исходные файлы в базовый формат той программы, в которой разрабатывали логотип (.AI для Adobe Illustrator, .CDR для CorelDRAW) и дополнительно в промежуточные форматы .PDF или .EPS, чтобы избежать проблем с совместимостью.

8. Цветовые модели

Используемые в макетах цвета по-разному кодируются для печатных машин и для экранов. Такая кодировка называется цветовой моделью.

Если логотип разрабатывался для использования в основном на бумаге, то исходник логичнее сохранить в модели CMYK. Если речь о логотипе мобильного приложения или сайта — подойдёт RBG. Не лишним будет создать набор исходников со второй цветовой моделью в дополнение к основной.

Чек-лист: готовим макет к печати

Представьте: пятница, до конца рабочего дня пятнадцать минут, все дела сделаны, выходные ждут. Осталось только допить последний кофе, выключить рабочий компьютер и бежать навстречу выходным. И тут из типографии прилетает: «Re: Срочно переделайте! Файлы не подходят!»
Такое случается, когда дизайнер запарился и забыл проверить файл перед отправкой в печать, а менеджер не проконтролировал.
Избежать таких страданий и сберечь время поможет список с обязательным минимумом пунктов для проверки готовности макета. На что обратить внимание?

Уточняем размер

Размеры печатного макета устанавливаются только в миллиметрах — пиксели и другие величины запрещены.
Первой указывается ширина макета, второй — высота.

Например, размер вертикального листа формата А4: 210×297 мм.

Устанавливаем цветовую модель

Цветовой называется абстрактная модель, которая описывает представление цветов с помощью наборов чисел — цветовых координат.

Подробнее о цветовых моделях я писал в статье «Почему типография требует файл в CMYK».

Да, типография попросит вас сохранить рабочий файл в модели CMYK. Это стандарт, просто следуйте ему.

Настраиваем разрешение

Разрешение макета — это максимальное количество точек краски, которое печатная машина способна уместить в одном квадратном дюйме на листе (Dots Per Inch — «точек на дюйм»).
Если верить исследованиям — оптимальное разрешение при печати составляет 300dpi,при меньшем человеческий глаз увидит пикселизацию и менее чёткое изображение.

Для биллбордов, перетягов и всех широкоформатной рекламы обычно достаточно разрешения в 90-120dpi.

Одно и то же изображение с разрешением 300, 150 и 72 dpi.

Добавляем выпуски

Отпечатанные листы тиража в типографии режутся стопками. Эти стопки могут немного смещаться под нажимом печатного ножа. Например, так возникают срезанная с одного края макета информация и непонятные белые поля с другого.
Выпуски (bleeds) — запечатываемые дополнительные поля вокруг макета. Они нужны, чтобы избежать таких проблем на печати. Даже если нож съедет, он захватит запечатанную область из выпуска, и белого поля не появится.
Размер выпусков варьируется от 2 до 5 мм, он зависит от требований типографии.

Пунктиром показана траектория ножа. Пространство между границами основного макета и выпусками будет срезано.

Приводим текст в порядок

Искать ошибки и опечатки в тексте — не работа дизайнера. Его задача — позаботиться об опрятном внешнем виде текста: отсутствии лишних пробелов и дыр, правильных кавычках и тире, равномерности абзацев, отсутствии висячих предлогов.

Основные принципы оформления текста в макетах читайте в статье «Повышаем визуальную привлекательность текста».

Переводим шрифты в кривые

Чтобы при печати выбранные шрифты не заменялись ненужными и вёрстка не сползала, переведите массивы текста в кривые.

Слева — редактируемый текст, справа — он же в кривых

Это необходимо, если вы отправляете в типографию исходник (например, в форматах .ai, .eps, .cdr или .indd).
При сохранении в PDF шрифты встраиваются в файл, если нет лицензионных ограничений.
Также нет нужды переводить шрифты в кривые, если в печать пойдёт растровый TIFF.

Проверяем чёрный

Если макет предполагает сплошную чёрную заливку, простой чёрный свет лучше не использовать (CMYK: 0-0-0-100) — бумага впитает часть краски, и заливка получится неравномерно серой.
Вместо этого попробуйте составной чёрный — он комбинируется из всех четырёх красок.
Максимальную величину суммы красок уточняйте в типографии, обычно это 220-300%. Если краски будет больше, то бумага размокнет и изображение расплывётся.

Слева — простой чёрный цвет (CMYK: 0-0-0-100). Справа — составной чёрный (CMYK: 60-60-60-100).