Базовые принципы дизайна

Какой бы продукт вы ни создавали, будь то сайт или презентация, плакат или баннер для соцсетей, помните о базовых принципах, которые помогут сделать дизайн функциональным и полезным.

Выделим два условных уровня принципов дизайна: глобальный и визуальный.

Глобальные принципы

Принципы глобального уровня определяют порядок, характер и аспекты профессиональной этики в работе дизайнера над конечным продуктом.

1. Дизайн нужен для того, чтобы наилучшим образом решить проблему заказчика
Типичная ошибка начинающего дизайнера — пренебречь сутью поставленной проблемы в угоду личным вкусам, мимолётным тенденциям и визуальным эффектам. Это снижает функциональную полезность и информативность конечного продукта, а также мешает решению самой проблемы.

Дизайнеры забывают, что дизайн — не искусство, а коммерческий продукт, который должен быть реализован с точки зрения конечного заказчика и исключительно в его интересах.

2. Понятный продукт в результате работы
Случается, что дизайнер, вооружившись всеми знаниями, умениями и рабочими инструментами, выпускает на свет перегруженный спецэффектами и графическими элементами макет. В результате получается непонятный и нежизнеспособный продукт, наполненный визуальным мусором.

Чтобы избежать этого, дизайнеру стоит помнить, добавляя в макет каждый новый элемент, как его наличие поможет наиболее простым и быстрым способом решить проблему заказчика, не заставляя его проходить ненужные квесты при использовании макета.

3. Дизайн должен быть предсказуемым
Этот принцип по большей части регулирует дизайн цифровых продуктов, но может быть применён и к графическому дизайну.

Открывая сайт, мобильное приложение или афишу, пользователь сначала попробует найти ответ на вопрос или совершить полезное действие, опираясь на предыдущий опыт. И если сделать это быстро не по получится, он прибегнет к инструкции, что усложнит и замедлит решение его проблемы, или откажется от продукта навсегда.

4. Дизайн должен быть применимым в реальной жизни
При создании конечного продукта дизайнеру стоит учесть то, как он будет использоваться после сдачи и не нарушит ли он обещания, данные заказчику.

Насколько понятна пользователю навигация сайта?
Читаем ли и информативен текст на афише или вывеске?
Не спорят ли элементы оформления с важной информацией на страницах презентации?

Отвечая на эти вопросы в процессе работы и отказываясь от принципа „дизайн ради дизайна“ в пользу удобства пользователя, дизайнер создаст по-настоящему качественный продукт, который будет работать.

Визуальные принципы

Визуальные принципы тесто связаны друг с другом. Они определяют, как пользователь будет взаимодействовать с макетом, направляют его внимание в зависимости от задачи дизайна.

Баланс
Баланс — это организация визуального равновесия элементов композиции в макете. Баланс достигается за счёт формы, текстуры, линий, цвета.
Создавая макет, дизайнер должен помнить о правиле близости — расположенные рядом друг с другом элементы воспринимаются как связанные, поэтому внутренние отступы элементов должны быть меньше внешних.

Например, расстояние между заголовком и абзацем по правилу близости больше, чем между строками внутри абзаца.

Баланс бывает симметричным, асимметричным и радиальным.

В симметричном балансе все элементы одинаковы по текстуре, форме, толщине линий и другим параметрам.
Асимметричный баланс включает элементы, часто противоположные по весу, но имеющие сходные стороны.
При радиальном балансе элементы равноудалённо распределены по кругу композиции.

Пример симметричного баланса. Источник
Пример асимметричного баланса. Источник
Пример радиального баланса. Источник

Приоритет
Разные элементы внутри макета отличаются по смысловой нагрузке, весу и значению.
Выделяют три уровня приоритета.

Первый уровень отводится главным элементам — заголовкам и призывам к действию.
Второй уровень — описательной части и изображениям — они не так важны, но и обойтись без них нельзя.
Третий уровень — элементам, без которых можно обойтись, не теряя смысл всего продукта, но они удачно завершают композицию.

Пример расстановки приоритетов на странице Источник

Пропорции
Пропорции — это соотношение размеров элементов внутри макета. Чем часть композиции крупнее, тем сильнее она влияет на внимание и восприятие пользователя.

Поэтому пропорции объектов строятся на основе приоритета. Чем выше приоритет, тем больше размер.

Различие в пропорциях элементов диктует, какой объект на макете увидят первым Источник

Контраст
Контраст помогает разделить приоритет элементов композиции, сделать макет менее скучным и сконцентрировать внимание пользователя на нужных объектах.
Контраст достигается за счёт изменения формы, размера, цвета или характера движения одного элемента по в сравнении с другими.

Работая над оформлением композиции, дизайнер учитывает очевидность контраста одних элементов по отношению к другим. В противном случае выбор контраста будет казаться случайным и бесполезным.

Контраст цвета и размера Источник

Единство
Соблюдение концептуальной целостности способствует более гармоничному восприятию макета. Дизайн можно считать завершённым, если одновременно выполняются два условия:

1. Элементы одного типа в макете выглядят единообразно. Это касается выбора сетки, стилей заголовков, вёрстки абзацев текста и цитат, визуальной стилистики иллюстраций, иконок и других графических элементов.
2. Элементы макета и их группы дополняют друг друга, не споря за внимание пользователя и сохраняя единую концепцию.

Единый стиль оформления обложек Источник
Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное