7 признаков некачественного логотипа

Каждый день на свет десятками появляются новые логотипы, компании проводят ребрендинги и рестайлинги, создавая почву для горячих дискуссий в профессиональном сообществе. Комментаторы в таких обсуждениях скатываются во вкусовщину, демонстрируя низкий уровень этики, профессионализма и владения предметом. Чего только стоит лого гомельской бургерной «ДжонФедор». В этой статье я расскажу о семи критериях, которые помогут, не прибегая к оценочным суждениям, оценить качество логотипа до его окончательного утверждения.

Итак, некачественный логотип:

  1. Не соответствует бренду
  2. Выглядит устаревшим
  3. Вызывает сомнительные ассоциации
  4. Перегружен
  5. Не выглядит уникальным
  6. Тяжело масштабируется
  7. Сделан кустарно

Бренд, фирменный стиль и логотип. В чём разница?

1. Не соответствует бренду

Десять лет назад считалось, что в композиции логотипа должна ясно считываться сфера, в которой работает компания. Если вы перевозите грузы или людей, добавьте в логотип изображение колеса с крылом или контуры фуры. Если строите дома — очертания зданий и строительной техники. Иначе вас не поймут.

Компании меняют и расширяют сферы работы, поэтому логотипы, фиксирующие конкретную отрасль, перестают быть актуальными.
Теперь композиция, цветовая гамма и настроение логотипа — скорее выражение ценностей и характера бренда, а не сферы его деятельности. Например, чёрно-жёлтые полоски в логотипе Билайна отражают тёплое, дружелюбное отношение и сами по себе никак не ассоциируются с мобильной связью.

2. Выглядит устаревшим

Как минимум дважды в год отраслевые порталы по брендингу и дизайну, например, 99 designs и LogoLounge, выпускают обзоры тенденций в дизайне логотипов. Одни тренды сохраняют лидерство годами, другие представляют новые веяния, третьи — давно забытые, но воскресшие.
Например, одна из тенденций последних лет — логотипы, в виде стопок из букв.

Иногда компании, создавая новый логотип, или производя рестайлинг старого, требуют строгого попадания в текущие тенденции. Само по себе стремление иметь трендовый логотип — не проблема, но у трендов есть свойство безвозвратно уходить или просто приедаться. В таких случаях некогда свежие лого принимают откровенно устаревший вид, перенося ассоциации с архаикой и на сам бренд.
Много образцов сомнительного качества, созданных в 90-е, дожили до наших дней и продолжают формировать привычную визуальную среду. Она и заставляет начинающих дизайнеров делать заведомо архаичные логотипы.

3. Вызывает сомнительные ассоциации

В дизайнерских сообществах всплывают подборки «самых неудачных логотипов». И неудачны они не из-за низкого качества работы дизайнера: дурной типографики, цветовых сочетаний или неаккуратной прорисовки. Общая их черта — неоднозначные ассоциации.

Причины такой двусмысленности часто кроются не в злом умысле дизайнера или специфических предпочтениях заказчика. Иногда дизайнеру не хватает времени детально проработать и протестировать черновые варианты логотипа, а представителю заказчика лень проверять итоговый дизайн перед приёмкой.
В итоге на свет появляются работы, способные похоронить репутацию бренда навсегда.

4. Перегружен

Качественный логотип всегда детально проработан. Однако часто дизайнеры переусердствуют с числом графических элементов в фирменном знаке, количеством используемых оттенков или излишне усложняют композицию. Этим, как правило, грешат новички, которым важно показать сразу всё, чему учили на курсах дизайна — сложные градиенты, тени, свечения, обводки, блики.

Для других логотип в стиле минимализма — признак того, что дизайнер «не поработал». Они часто используют фразы вроде «Так я и сам мог на коленке нарисовать за 5 минут» и требуют добавить получившемуся логотипу наворотов и спецэффектов.
В обоих случаях высок риск получить перегруженный, слабо считываемый лого. На такой неприятно смотреть и трудно использовать.

5. Не выглядит уникальным

Бывает, смотришь на логотип и понимаешь, что где-то это уже видел. Количество визуальных образов ограничивается только фантазией дизайнера, но двойники логотипов продолжают штамповаться десятками. Такой логотип может появиться по нескольким причинам.

Заказчик потребовал «лого как у Apple». Такие бизнесмены считают, что логотип — единственный фактор, способный поднять прибыль. А качество продукта, налаженная логистика и своевременная поддержка клиентов забываются.
Дизайнер использовал шаблон или клип-арт. Скорее всего, пойти на такой шаг его подтолкнули лень, малый опыт или стремление быстро заработать, не напрягаясь. Готовые шаблоны свободно гуляют по сети, поэтому один и тот же фирменный знак могут использовать сразу несколько компаний.
Заказчик использовал конструктор логотипов. Сама по себе экономия полезна для бизнеса, но экономия на брендинге способна убить бизнес. Прибегая к онлайн конструкторам логотипов, бизнесмен или маркетолог собирает «лицо компании» из набора готовых шаблонов, а оно по определению должно быть уникальным.
Дизайнер украл логотип. Здесь речь об откровенном плагиате и возможных проблемах с законом как у разработчика, так у бренда, принявшего украденную работу. От плагиата не застрахован никто — одинаковые идеи в разное время приходят в разные головы. Частично подстраховаться заказчик и дизайнер могут с помощью каталогов логотипов на дизайнерских порталах, вроде Dribbble и Behance.

6. Тяжело масштабируется

Качественный логотип одинаково легко считывается как на сверхкрупных, так и на крошечных носителях вроде визитной карты, сувенирной ручки или, например, сим-карты. Трудно масштабируются перегруженные логотипы, мелкие детали которых при печати на небольших форматах сливаются в единое пятно и становятся неразличимыми.
Немасштабируемые логотипы нежизнеспособны и получаются, когда за работу берётся непрофессионал или сроки разработки и тестирования сжаты.

7. Сделан кустарно

Неравномерные отступы между элементами, кривая типографика, необоснованные пропорции, сомнительный выбор цветов — всё это признаки кустарной работы. Так получается, когда исполнитель не умеет, не хочет или не успевает сделать работу должным образом.

При этом неважно, помешало дизайнеру отсутствие опыта, совести или времени, ведь за итог также отвечает и заказчик, принявший халтуру.

Как видим, качественный логотип получится только в результате сложной и длительной совместной работы дизайнера и заказчика на каждом этапе — от заполнения брифа до сдачи в работу.

Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное