Цветовые модели. Почему типография требует файл в CMYK

«CMYK и ничего, кроме него!» — говорит типография, заворачивая очередной макет. Но что это такое, и почему кроме него ничего нельзя использовать?

Начнем с азов. CMYK — одна из цветовых моделей, то есть абстрактная система, которая описывает представление цветов в виде наборов чисел. Эти наборы именуются цветовыми компонентами или цветовыми координатами.

Для CMYK такие компоненты — три базовые краски — Cyan (голубая), Magenta (пурпурная) и Yellow (желтая). В смешении они должны давать чистый черный цвет. На практике же он получится ближе к грязно-коричневому. Поэтому к сочетанию CMY добавляют черную краску (Key Color).

Цветность печати в CMYK

Цветность печати — еще один термин, который вы, вероятно, встретите при общении с дизайнером и типографией. Под цветностью печати понимается количество красок, требуемое для печати конкретного макета. При этом мы подразумеваем только указанные 4 краски.

Поскольку для печати, как правило, используются листы бумаги, то цветность печати обозначается двумя числами — количество красок на лицевой стороне и на оборотной. Если оборот чистый, то для обозначения используется ноль — «0».

Примеры обозначения цветности:
4+4 — с обеих сторон полноцветная
4+1 — полноцвет с одной стороны и черно-белая печать с оборотной
1+1 — двусторонняя черно-белая
4+0 — односторонняя полноцветная

Почему именно эти краски?

Цветовые модели, в числе прочих, делятся на аддитивные («складывающие») и субстрактивные («вычитающие»).
Создавая макет для печати, в редакторе мы выбираем цветовой режим CMYK, но на экране, где макет просматривается, применяется другая цветовая модель — RGB. Она складывается из названия трех цветов, использующихся для вывода на экран цветного изображения: Red (красный), Green (зеленый), Blue (синий). Если интенсивность каждого достигает 100%, то получается белый цвет. Отсутствие всех трех цветов даёт цвет черный.

На бумаге все иначе: отсутствию цвета соответствует белый, а смешению максимального количества красок — черный.

Поэтому при подготовке к печати мы сохраняем изображение не в аддитивной модели цветов RGB, а в субтрактивной модели CMYK, поскольку она использует противоположные исходным цвета, ведь бумага цвет поглощает, а не светится сама по себе. То есть, вычитая из белого три первичных цвета — RGB, мы получим те самые цвета CMY.